СТАТЬИ

Портфель для выживания в XXI веке
Утраты и потери

Портфель для выживания в XXI веке





Настоящая публикация является компиляцией статьи английского психолога д-ра Петрушки Кларксон, моего учителя, ныне покойной, написанной в прошлом веке, "адаптированной" под наши российские условия и преломленной в свете нашего понимания текущего момента. Основная тема статьи - "метанойа" или изменения, с необходимостью которых сталкивается любой человек и организация, стремящиеся не только выжить, но и победить в условиях все возрастающего хаоса, неопределенности и нестабильности.

Суть проблемы

Сейчас многие говорят, что жизнь стала сложнее, тяжелее. Тем не менее, некоторые люди и организации продолжают бороться и идти вперед, не смотря ни на что. Это то им и помогает. А помогает им, в первую очередь, их умение приспосабливаться или адаптироваться в существующей обстановке. Как сказал Ч. Дарвин, выживает тот, кто умеет приспосабливаться - "Приспосабливайся - или умри!". При этом известный ученый имел в виду не самого сильного, а самого гибкого, того, кто способен меняться и приспосабливаться к постоянным изменениям в окружающей среде.

Текущий момент

Жизнь ломает нас всех, самое лучшее в нас… но иные лишь круче на изломе.
Хемингуэй

Кто из нас - представителей большой армии труда, за последние 15 лет не испытывал чувство страха, гнева, депрессию и горькое разочарование по отношению к компаниям и организациям, в которых мы работали, когда нас сокращали, увольняли, выводили за штат, кардинальным образом меняя условия труда и контракта в связи с очередной реструктуризацией или слиянием?

Следует признать, что естественная человеческая потребность в безопасности, контроле за своей жизнью, стабильности и предсказуемости более не выполняется организациями. Пожизненный найм более никто не может гарантировать, даже государственные структуры. Многие при этом придерживаются следующего мнения:

"Мы не знаем, что мы будем делать через месяц или два. Доверия к начальникам нет. Нам ставят невыполнимые цели, заставляя работать за троих, ожидания работодателей постоянно возрастают, а ресурсы остаются неизменными, и мы просто вне себя от того, что от нас требуют невыполнимого".

Все это напоминает Павловских собачек, которые получали вознаграждения за правильный выбор между кругом и элипсом, и постепенно сходили с ума по мере усложнения эксперимента. Вот так некоторые воспринимают свою текущую работу.

Одновременно с тем обстоятельством, что непредсказуемость и стресс становятся нормой жизни, происходит усложнение и на всех остальных фронтах. Даже, если сам не хочешь меняться, то обстоятельства заставляют тебя меняться. Ощущение порядка и стабильности канули в лету, а термин "управление изменениями" прибрел новый противоречивый оттенок, поскольку долгосрочная непредсказуемость стала нормой, а единственной постоянной величиной стали сами изменения. Поэтому некоторые известные организационные консультанты открыто признают, что "не знают, что происходит, а также то, что они делают".

Мы живем в той организационной, культурной и научной среде, в которой старые истины или парадигмы, скорее всего, утратили свой прежний смысл и вдохновение. Сама природа изменений, происходящих скачкообразно или благодаря эволюционному развитию, претерпела изменения и, по всей видимости, будет меняться и в будущем. При этом количество и качество изменений также будет меняться по мере ускорения самого процесса изменений. Поэтому мы - менеджеры своей судьбы должны овладеть новыми инструментами для того, чтобы выжить самим и поддержать других в этом стремительном потоке перемен и преобразовать его в возможность, если не для роста, так для выживания и адаптации.


ПОРТФЕЛЬ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ

Предлагаемые ниже инструменты не являются панацеей от всех бед и напастей. Они, по крайней мере, помогают нам осознать иллюзию нашего внутреннего Ребенка, который хочет верить в какого-нибудь человека или теорию, которые дадут ему ответы на все вопросы и предоставят оптимальное решение, избавив от сомнений и разочарований.

Инструменты подразделяются на:

Метафоры для понимания процесса изменений

Нас учили в школе парадигмам Ньютоновской физики, законам причинно-следственных связей, неотвратимости научно-технического прогресса. Вот - причина, отсюда - следствие, знания все время умножаются, прогресс неизбежен и направлен вверх. Современная организационная психология продолжает упорно следовать этой старой модели, что вовсе не означает, что старая модель утратила свою ценность, однако мы ищем ответов и поддержки как в настоящем, так и будущем.

Первая категория инструментов связана с новыми метафорами, которые позволят нам обобщить свой интуитивный опыт и откроют дорогу для творчества и преобразований. Эти относительно новые принципы можно эффективно использовать при обучении, в тренингах, для понимания различных аспектов происходящего. Своими корнями они исходят к дисциплинам, которые мало кому доступны для всестороннего понимания и усвоения, и, тем не менее, все они в той или иной форме влияют на нас, как на людей, так и профессионалов.

СВЕТ

На одной из лекций по квантовой групповой динамике профессор Исхан привел следующую цитату Н.Бора: "Если вас не шокированы квантовой физикой, то вы не понимаете, что происходит вокруг". Хотят свет лишь один из возможных примеров, он в данном контексте является символом чрезвычайно важным и значимым. Поэтому использование концепций из квантовой физики в организационной психологии и управлении потенциально безграничны. Кратко ограничимся четырьмя примерами.

1) Волны по понедельникам, средам и пятницам
На первых лекциях по квантовой физике обычно говорится о различных противоречивых описаниях одного и того же явления. Например, по словам Сэра Уильяма Брэгга, "элементарные частицы ведут себя как волны по понедельникам, средам и пятницам, и являются частицами по вторникам, четвергам и субботам". Вывод: Привыкните к противоречиям и неопределенности в своей жизни и работе.

2) Наблюдатель всегда (составная) часть всего поля
Поскольку мы все - наблюдатели и являемся частью окружающей нас среды, любое так называемое "знание" в значительной мере - относительно. Новая физика делает несостоятельными попытки быть объективным и иметь безоценочный, нейтральный и независимый научный подход. Ничего нельзя обсуждать или оценивать, не принимая во внимания нас самих, или быть изолированным от нашего окружения.
Вывод: Нет ничего объективного и однозначного - все в мире относительно.

3) Невозможно быть в стороне от других людей
Новая физика подчеркивает необходимость рассмотрения связей и отношений между объектами. Чем больше мы анализируем нечто, тем дальше мы уходим от самого объекта и начинаем анализировать динамику процесса (вещи в их взаимодействии друг с другом). Соответственно, взаимоотношения (связи) становятся главным источником нашего знания о мире. Поэтому в организациях, описывая кого-либо, мы прежде всего говорим о том, как он взаимодействует с другими людьми (рабочие, личные, духовные отношения с коллегами, отношение к правилам, нормам и т.д.).
Вывод: Мы - суть продукт нашего взаимодействия с другими людьми.

4) Никогда ничего нельзя знать наверняка.
Еще одна метафора, заимствованная из квантовой физики и применимая в организационной психологии, связан с принципом непредсказуемости Хейзенберга (uncertainty principle).Для менеджеров и преподавателей данная метафора означает, что, существуют некоторые вещи, о которых мы, обладая даже самыми точными инструментами и методиками, ничего не можем сказать наверняка. Ср.: " Хотели как лучше, а получилось как всегда". Или: Создали новую организационную структуру, а как будет работать - неизвестно. Уместен здесь и пример из Гештальт-психологии, когда одни видят на рисунке молодую женщину, а другие - дряблую старуху.

ФРАКТАЛ (частица, след)

"Фрактальная геометрия описывает следы и остатки в следствие какой-либо динамической активности" (Бриггс, 1992). Термин "фрактал" связан с тем, что части (элементы) целого повторяются в каждом фрагменте и заставляют двигаться друг друга по спирали по пути эволюции и развития. Пульсируют галактики и клетки нервной ткани. Пульсирует человеческое сердце и организации. Из теории фракталов родилась новая наука - теория Хаоса.


1) Всем управляет Хаос.

Теория Хаоса связана с анализом событий, происходящих в разных плоскостях в одно и то же время. Хаос - это случайность, неопределенность и одновременно - сложность, хождение по острию бритвы, и тут же неожиданные скачки - стремление к целостности. Например: неожиданные волны, цунами.

Порой Хаос сокрушает динамические системы (организации, страны), а иногда - просто присутствует, отдыхает на заднем фоне. Обычно Хаос воспринимается как негативное явление (ср. русское: "Везде бардак", или "Горе тому, кто живет в эпоху перемен"), однако часто из него произрастает новый порядок и баланс.

Вывод: Теория Хаоса предлагает новые подходы, отношения и реакции на состояния неопределенности: вместо ожидания разрушения, паники от отсутствия какой-либо структуры - открытость к появлению новых, более творческих инициатив и альтернатив.
Например, многие до сих пор воспринимают распад СССР как негативное и разрушительное явление (и застряли в этом), другие воспринимает этот факт как возможность для создания новой России.

2) Стабильность ведет к гибели.

Фрактал стимулирует, стабильность убивает. Принимая во внимание те сложные и одновременно стимулирующие экономические и организационные условия, в которых мы живем, нам все больше нужен творческий подход. А творчество и баланс (покой) - извечные враги, хотя они и дополняют друг друга. Теория Хаоса ценит подобные противоречия. Кроме того, творческое начало, любое новое появляются отнюдь не в состоянии покоя и равновесия. Для подлинного прорыва и рождения нового почти всегда необходим кризис, сумятица, жесткие сроки и эмоциональное разочарование.
Вывод: Стабильность ведет к застою, гибели - хаос оказывает стимулирующее воздействие.
Поэтому здоровый организм, как и здоровая организация, всегда нестабильны, а сам процесс (поток) изменений является неотъемлемой частью природы и жизни: гибкости, творчества, способности к поиску новых решений при изменении существующих условий.

3) Часть суть целое

Теоретики Хаоса превозносят принцип целостности: "Часть суть целое, ибо благодаря действию любой части может проявиться целое в форме хаоса". Данный принцип хорошо применим в организационном развитии. Любая часть организации, независимо от ее значимости и роли, отражает суть всю организацию. Отсюда изменения и решения проблем в любой части (фрактале) организации могут привести к радикальным изменениям во всей организации в целом.

Например, изменения в одном отдельно взятом отделе могут изменить климат во всей организации и/или найти оптимальное решение для всей организации. Ср. Меняясь сами - мы изменяем весь мир.

4) Вменяемое лидерство

Если следовать принципу целостности и считать, что отдельный человек неотделим от всей организации и ее динамики развития, то следует вывод о том, что между лидером и его командой нет больших различий и противоречий. Ср. "Каков поп - такой и приход". Каков начальник - такая и организация.

В феномене лидерства может присутствовать фактор "необъяснимой притягательности", существование которого вменяется данному явлению. Как таковой, его трудно заметить или определить. Функция лидера не в его делах и поступках, а в том, как он "гонит волну" или разрушает гомеостазис - баланс. По всей видимости, эффективные лидеры создают турбулентное пространство, в котором они выступают в качестве притягательной силы, из которого произрастает некий паттерн и форма. Возможно также и то, что по мере того, как форма принимает очертания и застывает, когда они перестают гнать волну, они теряют свою силу - функцию. Лидер, не поддерживающий в себе форму творческого дисбаланса, является лидером организации, идущей к застою и похож на кучу старых листьев. Ср. М.Горбачев и путч 1993 г.

5) Эффект Бабочки

Одним из наиболее ярких открытий заключается в том, что незначительные явления или события могут приводить к серьезным последствиям, и наоборот, серьезные явления могут оказывать незначительный эффект. Подобная взаимосвязь получила название "эффекта бабочки": незначительные колыхание крыльев бабочки в Китае может привести к возникновению урагана в Америке. Подобная мысль может согревать сердца организационных консультантов, которые могут приписывать произошедшие изменения на свой счет. На самом деле данный принцип означает, что даже незначительные изменения, которые мы привносим в этот мир, могут иметь серьезные последствия. Например, если коллеги почувствуют, что вы изменились, то может измениться климат во всей организации или отделе.

Маятник Фуко - постмодернистские изменения

Данный заголовок взят от названия романа Умберто Эко и включен в портфель инструментов, поскольку является символом или метафорой для постмодернисткого взгляда на мир, который противопоставляется понятию модернизм. Модернизму был характерен поиск одной главной истины, вера во все возрастающий рост знаний и четкие границы между различными дисциплинами. Например, основные труды Фрейда, Маркса, Ленина.

1) Прошло время героев и одной "абсолютной" истины

Для постмодернизма характерно множественность целей, неясные границы и в целом эклектизм. Новые открытия в науке и технике свидетельствуют о существовании новых, противоречивых реальностей, которые мы пытаемся объяснить, часто безуспешно, благодаря все возрастающему количеству технических терминов. Мы видим, как одна идеология-мечта сменяется другой, никак не решая важные стоящие перед человечеством проблемы: планомерное уничтожение планеты и ее ресурсов, смерть миллионов людей от голода и болезней, значительный рост и усиление религиозного фанатизма и фундаментализма.

2) Больше теорий - хороших и разных

В настоящее время большинство людей уже не удовлетворяет "однозначные" ответы, большие иллюзии и обещания, поскольку мир стал более сложным и противоречивым. Отсюда появляются новые теории и модели, объясняющие происходящие изменения, например: теория Север-Юг, многополярный мир и т.д. Не работает также и модный в 60-е годы нигилизм.

3) Мы все ответственны

Подобная мысль все больше и больше витает в воздухе, поскольку мы все, волей не волей, несем ответственность за ВСЕ происходящее, ибо спрятаться от жизни и проблем невозможно. Возможно, это не решит всех проблем, однако здесь самое важное - наше участие (процесс) во всем происходящем. Ср. пассивность на выборах.

ПОЛЕЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗГЛЯДЫ

Наряду с метафорами предлагаются 3 отношения, которые придают нам больше уверенности перед лицом непредсказуемого будущего.

1) Открытость и позитивное отношение к изменениям (метанойя)

Для понимания это принципа раскроем термин "метанойя": диалектическая рациональность, практика примирения и динамического единства, постоянная переоценка и обновление, непрерывный процесс приобретения нового опыта и углубление понимания и целостности. Метанойя - изменения к лучшему, изменение всего сердца, что возможно лишь при состоянии готовности к изменениям и его возможным разрушительным последствиям. Поэтому нам изменить свое отношение к любым изменениям - относиться к ним позитивно, инвестировать в рост и развитие, осознавать и учитывать существование разрушительных и дезинтеграционных сил с тем, чтобы ограничить их влияние на нас. Для понимания процесса метанойи возьмем концепцию фигуры и фона из гештальт-психологии. Когда мы рассматриваем картину, мы можем концентрировать свое внимание как на формах и оттенках, несущих позитив, так и на то, что находится между ними (негатив).
Ср. отношение к жизни (событию) как к угрозе, или как к вызову, возможности. Или "Кто не рискует, тот не пьет шампанского".

2) Осознание цикличности

Осознание цикличности проявляется в желании делать что-либо снова и снова, понимая, что природа изменений циклична и развитие идет по кругу и спирали. Поэтому, по-видимому, необходимо постоянно попадать в пустоту, чтобы более открыться и понять что-либо. Линейный подход и рациональность, разум здесь не помогут. Необходимо развивать правую половину нашего мозга (нашу невербальную часть, в которой доминирует не слова, но образы) - которые суть - источник нашего творчества, нестандартного мышления, интуиции, веры. Гераклит по этому поводу говорил в 5 веке до н.э., что единственная вещь, в который мы можем быть по настоящему уверены, так это то, что все изменяется. Следовательно, природа изменений циклична, все находится в постоянном потоке, а человек постоянно пытается найти смысл и значение этому бесконечному взаимодействию между тем, что меняется, и тем, что остается неизменным.
Ср. "Все возвращается на круги своя". "Чем больше все меняется, тем больше все остается на прежнем месте". "Нельзя в реку войти дважды".

3) Гибкость к парадоксам и непредсказуемости - конец эпохи причинно-следственных связей и линейного мышления

Непознаваемость и неопределенность многих "факторов" означает конец причинно-следственного подхода и возможности долгосрочного планирования. Однако, возможно, в настоящее время у нас в наличии нет работающих моделей, которые могли бы заменить или поспорить со старыми подходами. Поэтому в портфель включено убеждение в том, что прошлое суть прошлое, постоянства нет, и во всем - противоречия. Такое понимание позволяет нам относиться к изменениям позитивно и вкладывать силы и средства в свой личный рост и развитие, особенно в ситуации тупика и кризиса. Именно в кризисной ситуации и может быть сделан творческий прорыв, как в искусстве, организациях, так и на международном уровне. Поэтому - подружитесь с парадоксами и непредсказуемостью.

Необходимые навыки

Далее следует краткий список навыков и умений, которые в сочетании с пакетом метафор, может пригодиться для более эффективного реагирования в сложных жизненных и рабочих ситуациях.

1) Умение падать и подниматься

Данное умение означает умение играть ударами судьбы, сносить критику, снова ввязываться в драку, быть гибким и спонтанным, зная, что вы влияете на систему так же, как и она на вас. Гибкость в этом плане включает в себя желание чувствовать и проживать все свои чувства и эмоции - любовь, горе, гнев, радость, а не подавлять их или загонять их далеко внутрь. Умение падать и подниматься означает также способность признавать свои ошибки, свою неправоту и свое поражение, и снова и снова идти вперед, несмотря ни на что. А иначе - синдром "псевдокомпетентности" (синдром Ахилла), когда внутренне ощущаешь свою никчемность и неуверенность.

2) Центр тяжести ближе к земле

Данное умение связано с психологической и физической способностью мобилизовать свои силы в любом направлении, как в теннисе при отражении подачи. Если центр тяжести находится высоко, то в этом случае человек дает больше, чем берет. Данное умение включает в себя умение слушать и слышать, а также быть ближе к земле. Ср. "Будь проще, и к тебе потянутся люди".

3) Как налаживать эффективные связи в группе

В старом детерминистском понимании роли в группах были четко определены и поведение определялось четким правилам и законам. Поскольку сейчас мы понимаем, что старые парадигмы более не работают и группы не развиваются по принципу "сначала это - потом то", результат их деятельности непредсказуем, то мы начинаем рассматривать группу как нечто саморазвивающееся и творящее, взимодействующее между своими элементами, неразрывно связанными друг с другом.

4)Интуиция

Успешные менеджеры-антрепренеры часто люди, которые относятся к интуитивному типу личности, ибо разработка новых стратегий часто основана скорее на интуиции, нежели на линейной логике и планировании старого типа. Следовательно, нам необходим система типа "радар", частично основанная на прошлом опыте, частично на разуме и частично на интуиции; то есть на балансе между правым и левым полушариями.

Эффективное поведение

Каким бы не был портфель для выживания, он был бы не полным без следующих рекомендаций по эффективному поведению.

1) Не стоять в стороне

Посторонний наблюдатель не вовлекается активно в событие или ситуацию, когда кто-либо нуждается в помощи. Если люди нуждаются в помощи, то посторонние наблюдатели могут путем некоторых действий повлиять на развитие ситуации, даже если они и не могут ее полностью предотвратить. В нашем сумасшедшем мире позиция "это не мое дело" или отрицания своих возможностей повлиять на ситуации более не является разумной и этически целесообразной. Сейчас недостаточно просто декларировать отдельные ценности, их нужно активно претворять в жизнь, чтобы слова не расходились с делом.

2) Умение разучиваться

Сейчас всех увлекает концепция постоянно обучающейся организации, хотя идея "разучивающейся" организации не менее важна, ибо когда-то необходимо жечь за собой мосты, признавать тот факт, что ранее принятые эффективные решения в настоящее время превратились в проблемы и сдерживают наш рост и развитие. Необходимо всегда помнить, что любое решение несет в себе "зерна" потенциальных проблем в будущем. Поэтому важно научиться расставаться и прощаться с прошлым: старыми убеждениями, ценностями, привычками и т.п. Ср. "Уходя - уходи", "Кто старое помянет…".

3) Смех - лучшее лекарство

Если бы мы трезво и реалистично, без юмора, шуток и анекдотов воспринимали бы ужас и трагедию жизни и ее отдельных аспектов, то мы, скорее всего, потеряли бы веру, надежду, любовь и мужество, чтобы противостоять всем превратностям судьбы.

Временное заключение

В заключении хотелось бы процитировать одного неизвестного автора: "Я хочу предупредить вас от неправильного использования или интерпретации тех осторожных мыслей и идей, которые были мною озвучены". Я знаю, что все эти идеи могут быть использованы и интерпретированы вольным образом, по-своему, неправильно поняты и использованы вне конкретного контекста. Я также считаю, что они могут найти свое эффективное применение в обучении, организационном консультировании, быть полезными менеджерам и просто людям, которые живут в настоящее время. Я надеюсь, что они сослужат вам хорошую службу и вы будет пополнять их и свой собственный портфель новыми идеями и принципами.

Публикацию подготовил Дмитрий Касьянов
(1995-2008)
post@bct.ru

Загрузить статью в формате .doc

УТРАТЫ И ПОТЕРИ

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА СКОРБИ

Люди по-разному относятся к изменениям. Некоторые сами принимают решение измениться, других измениться заставляют различные события и обстоятельства, которые порой даже могут угрожать их жизни. Я полагаю, что всем нам довольно часто предоставляется возможность расти и развиваться, хотим мы этого или нет, и что наиболее естественным из всех является процесс оплакивания потерь, утраты и чувство скорби. То, что, что эти события можно рассматривать как возможность для роста, а не трагедию - вытекает из понимания роли потерь и утрат в течение всей нашей жизни, потенциальной силой обновления, лежащей в горе, и природой процесса оплакивания.

В современном мире существует множество самых различных сил, которые влияют на поведение человека: эпидемия СПИДа, загрязнение окружающей среды, проблема наркотиков и другие. Кроме этих социальных и экологических факторов происходят также естественные изменения, такие как: утраты близких, смерть, которые присущи развитию и старению отдельных людей и семей.

Роль утрат и потерь

Потеря и утрата кого-либо или чего-либо связана не только с нарушением наших связей со значимыми частями нашей жизни. Они также изменяют привычные способы восприятия, ожидания и самовыражения. Обычно существуют два вида потерь: естественные и разрушительные с точки зрения развития.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ УТРАТЫ

Изменение можно рассматривать как естественный процесс взросления, возмужания, старения и умирания. Подобные изменения включают в себя каждодневные "естественные потери". Например, при рождении мы утрачиваем тот комфорт, который мы испытываем, находясь в утробе матери, ту близость с матерью в нашем младенчестве. Когда мы начинаем ходить, родители уже не поднимают и не поддерживают нас. В детстве мы теряем наших любимых учителей, домашних животных или друзей, когда они переезжают на другое место. Проходит время и мы теряем своих родителей и родственников, игравших важную роль в нашей жизни, даже если мы и продолжаем хранить в себе те переживания, которые мы испытывали с ними в годы нашего становления.

В начале взрослой жизни мы более легко воспринимаем утраты, полагая, что мы - исключение из правил, особенно это касается пределов наших возможностей и смерти. Мы рискуем, обновляем или отбрасываем убеждения и точки зрения нашего детства, переживая при этом чувство утраты в себе, ибо мы уверены в том, что станем лучше, если избавимся от сдерживающих факторов семьи, культуры или житейской мудрости.

В конечном счете, мы теряем свою невинность. В среднем возрасте события жизни заставляют нас признать существование ограничений и пределов в наших мечтах и желаниях. Наше тело уже не такое, как в юности. Некоторые из нас даже переживают "кризис", во время которого естественные потери требуют от нас перестановки наших приоритетов и, возможно, приводят к тому, что мы изменяемся.

Естественные утраты происходят в течение всей нашей жизни и, в конечном счете, мы сталкиваемся с тем, что теряем семью, друзей, работу, иногда здоровье просто потому, что эти потери - составная часть жизни. В конце пути нас ждет смерть - последняя утрата, которую мы можем ожидать. До и во время этого события мы ощущаем потерю всех и всего, кого мы любили и чем мы дорожили.

РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ УТРАТЫ

Существуют потери, которые не являются ни естественными, ни всеобщими. Иногда то, что "естественно" в одном возрасте и считается разрушительным для другого потому, что что-то случается слишком рано, как, например, когда ребенок в раннем возраст теряет родителей, или слишком поздно, когда человек в первый раз покидает дом в сорокалетнем возрасте. Подобные потери препятствуют и разрушают нашу способность делать то, что происходит естественно: расти и развиваться, отделяться от родителей в надежде, что они всегда будут рядом с нами.

Разрушительные потери также включают в себя травматические и часто неожиданные случаи, которые сильнее нас и заставляют нас изменить привычный образ жизни, приспособиться к новым условиям с тем, чтобы найти пути к нормальному существованию. Эти события включают в себя такие драматические ситуации, как смертельная болезнь, смерть детей, развод, изнасилование и могут в течение длительного времени забирать у нас всю жизненную энергию.

Как естественные, так и разрушительные потери могут приводить к тому, что мы начинаем переосмыслять значение самой жизни и радостей жизни. При этом мы можем столкнуться с нашими иллюзиями относительно нашей собственной безопасности, бессмертия, славы, успеха и материального благополучия и признать наши потери и утраты, наши ограничения и темные стороны нашей личности. Мы можем начать делать то, чего стыдимся, и что может привести к трагическим последствиям для брака, карьеры, или самоуважения. Мы можем также о том, что прошло, чего нам сейчас недостает или что уже никогда не случится. Мы можем прийти к болезненному осознанию того, как мы одиноки в этой жизни. Нас может также поразить та цена, которую мы платим за наши успехи, наши тайные страсти, наше предательство или откладывание на потом. Мы также можем прийти к мысли о том, что умираем и навечно канем в Лету.

Для того чтобы трансформация или изменение стало частью нашей жизни, мы должны в первую очередь оценить тот богатый спектр человеческих переживаний и опыта, который ассоциируется с ростом, старением и смертью человека и, во-вторых, научиться оплакивать, исцелять себя, понимать и еще раз лицом к лицу столкнуться с самими собой. Ведь трансформация или изменение, в конечном счете, означает движение из одного места в другое (что само по себе уже потеря!). Аналогичным образом мы должны захотеть узнавать и понимать темные стороны нашего бытия, нашу "тень", если мы собираемся построить мощный фундамент для нашего роста. Короче говоря, мы должны осознать и прожить то, что мы имеем в начале пути. Лишь после этого мы начинаем ценить то, что было, и осознавать важность наших изменений.

Потенциал изменения, заложенный в скорби

Сам по себе жизненный цикл является процессом таких фундаментальных изменений. Поэтому нам иногда бывает трудно признать, что несколько лет назад мы были другими, нежели сейчас. Подобные изменения наиболее очевидны на физическом уровне, тем не менее, жизненный опыт вносит свои коррективы и в наши эмоции, воображение, любопытство, мышление и наше стремление жить более полноценной жизнью. Трансформации подобного рода могут быть как результатом, так и причиной скорби, иногда делом рук наших собственных, иногда нет.

Когда мы испытываем скорбь, естественную или разрушительную, мы скорбим. Скорбь может предоставлять возможности для внесения определенных корректив, изменений, иногда весьма существенных, в наш путь, основанные на наших знаниях о своем прошлом, настоящем и будущем. При переживании какой-либо важной для нас потери мы часто начинаем осознавать, что должны пересмотреть и освободиться от своих старых убеждений, иллюзий и мифов, ибо они препятствуют нашему процессу изменения. Очень важно, как мы осуществляем эту перенастройку в процессе скорби и оплакивания, так как от этого зависит, как мы будем адаптироваться к жизни в будущем, будем ли мы бесцельно плыть по морю жизни или мы сможем найти тот единственный правильный для нас путь. Нахождение своего собственного пути означает, что мы, в конечном счете, способны обогатить свою собственную жизнь, придать ей полноту и насыщенность, а не просто придать остроты ее взлетам и концовкам.

Потенциал изменения начинает действовать, когда можем в значительной степени оценить степень потери и обнаружить внутреннее богатство, которое мы ранее не ценили. Трансформация включает в себя использование наших внутренних ресурсов и заключается не в том, чтобы заковывать себя в рамки каких-то ролей и правил, а в том, чтобы найти в себе силы и признать свои слабости вместо того, чтобы отрицать их. При этом, открывая новые области осознания и вновь открывая свою невинность благодаря обновлению и прощению.

По сути своей мы всегда несем в себе любовь, которую мы получили задолго до того, как источник этой любви ушел из нашей жизни. Ганди как-то сказал, что скорбь относительно потери любимого человека является, по всей видимости, самым большим разочарованием человека, ибо мы продолжаем сохранять внутри себя самые важные черты этих взаимоотношений. Это лишь форма, но не суть того, что мы потеряли, и это большинство из нас может оценивать как следствие проживания скорби, но не саму скорбь.

Когда мы испытываем пустоту и одиночество, трансформация считается невозможной. В качестве примера приведу моего клиента Тима, который был далек от какого-либо изменения в течение года, когда он пережил свой развод, банкротство, смерть близкого друга. "Когда я уже считал, что хуже не бывает, наступило самое худшее" - сказал он, вздохнув.

Аналогичным образом изменений без препятствий не бывает. Обычно людям не нравится видеть кого-либо в горе. При этом они рассматривают нашу скорбь как признак своей собственной неспособности помочь другу, любимому человеку или же они могут бояться того, что, если они слишком близко соприкоснуться с болью и скорбью, то она может стать их собственной.

Природа скорби

Изменения происходят тогда, когда люди решают, что у них оставшегося достаточно для того, чтобы продолжать жить, и когда они, благодаря имеющимся у них ресурсам, обнаруживают возможные пути. Этот процесс состоит из нескольких фаз:

  1. Что ушло?
  2. Что осталось?
  3. Что можно сделать?
Фаза 1: ОБНАРУЖЕНИЕ ТОГО, ЧТО УШЛО.

Задача этой фазы заключается в обнаружении истинной тяжести потери. Каким образом она затрагивает нас? Некоторое время мы исследуем то, что потеряли, чего уже нет и уже никогда не будет. Со временем это болезненный процесс приводит нас к пониманию степени утраты, как только мы ее можем оценить. Другой мой клиент, Каррингтон, написал в своем журнале о потери любимого человека следующее: "Невозможно даже представить себе, что я никогда не буду сидеть рядом с тобой и слышать твой смех. Что каждый день всю оставшуюся жизнь ты как бы будешь не со мной. Ни с кем не поделиться своими радостями. Никто не позовет меня на прогулку. Я пишу в пустой книге. Я плачу в пустой комнате. И никогда больше я не смогу достичь спокойствия".

Скорбь как процесс обнаружения часто начинается как шок, за которым следуют попытки преодолеть или убежать от этой потери, которые сочетаются с признанием ее реальности. Обычно на этой фазе задаются следующими вопросами:

- ШОК: "На самом ли деле это произошло?"
- БЕГСТВО: "Должен ли я это признать?"
- ОСОЗНАНИЕ: "Насколько это тяжело?"

Данная фаза включает в себя потребность признания того, что я чего-то лишился, и в нахождении способов справиться с ней, одновременно осознавая степень этой утраты.

В скорби сталкиваешься с тем, что обычно наши потери нельзя "проглотить целиком". Необходимо отстраниться от них во времени и в пространстве с тем, чтобы снизить нашу уязвимость к собственным утратам, которые могут забирать из нас огромную энергию, когда разум противопоставляется телу и духу. Во время этой фазы можно часто слышать фразу, типа: " Я не могу представить себе, что она/он на самом деле умерла ". Наши защитные механизмы помогают нам сохранить наши оставшиеся ресурсы благодаря тому, что отстраняют и отдаляют нас от утраты и потери. Таким образом, мы постепенно подходим к осознанию того, что можем справиться с утратой и начать приспосабливаться к новой жизни. Многие модели скорби и оплакивания связаны с патологическими аспектами "отрицания". Однако я считаю, что во время проживания начальных фаз горя и оплакивания отрицание способствует ограничению нашего осознания.

Защитные механизмы, которые забирают у нас энергию, препятствуют нашему восстановлению. Мы стараемся приспособиться к новой жизни, пытаемся понять причины нашей утраты и затем найти способы исцелиться. Мы стараемся себя чем-то занять и даже можем осуществлять контроль над чем-то. Мы начинаем заботиться о других с тем, чтобы не быть наедине с самим собой. Мы также полагаем, что то, что мы делаем, поможет пройти нашему горю и скорби.

Защитные механизмы, которые сохраняют нашу энергию, связаны с расслаблением. При этом мы забываемся и находим облегчение в наших снах, фантазиях, в трансе или оцепенении. Мы ограничиваем нашу чувствительность благодаря тому, что становимся пассивными и отстраненными от повседневных хлопот. Мы проводим время на каких-то мероприятиях, встречаемся с друзьями с тем, чтобы дать себе возможность отдохнуть. Мы даже можем признать сам факт утраты, однако одновременно говорим, что "не так уж все плохо" или "что "нам все равно".

Алекс, например, в течение последних дней жизни своей матери нашел временное утешение, проводя вместе время со своим другом:

"В течение последних шести недель жизни матери я играл в теннис с Джоном каждый день. Это было единственное время, когда я не ощущал напряжения и не заботился о матери. Я знал, что, если бы захотел, я мог бы рассказать Джону обо всем, что происходит. Мы были знакомы с ним много лет и мне казалось, что с ним я мог бы обсудить все, что угодно, включая его собственную реакцию на смерть родителей. Но мне нужно было уходить в себя во время этих теннисных матчей. Мы играли, как всегда, ровно и нам было приятно быть друг с другом. Мы смеялись, рассказывали анекдоты, хвалили друг друга за хорошую игру. Джон позволял мне быть там, где я хотел. Позже я стал говорить. И опять я чувствовал его присутствие, его силу, которая позволяла мне делать то, что нужно. Когда мать умерла, первое, что сказал Джону после того, как он обнял меня, было: "Послушай, Алекс. Мы сейчас с тобой оба сироты". Я почувствовал себя окрепшим благодаря нашим совместным играм и разговорам".

Подобные адаптационные механизмы помогают осознанию присутствовать постоянно или появляться периодически. Уход/бегство жизненно необходимо в скорби и дает передышку от безжалостной пустоты осознания.

Тем не менее, реальность утраты застигает нас в самое уязвимое для нас время, когда: мы ложимся спать, занимаемся любовью, к нам прикасаются, слышим какую-то мелодию. Только что разведенный человек рассказывает о своих ощущениях: "Я как-то прогуливался, любуясь пейзажем, как вдруг вспомнил, что последний раз я был здесь вместе с Эллен. Меня как будто бы ударили в живот".

Как люди находят в себе силы и мужество пройти через свою боль и скорбь и, в конечном счете, трансформировать свою утрату, придав ей творческое, жизненное начало? Жить полноценной жизнью означат, что мы принимаем все следствия жизни и смерти: что мы по-настоящему испытываем и переживаем утрату, радость, изменение, смех, успех, неудачу, любовь, гнев, вину, предательство, хорошее состояние здоровья, а также периоды боли и болезни. Рождение, изменение и смерть - суть правда нашей жизни. Все эти события требуют своего признания, что попросту означает то, что мы используем все наши ресурсы и силу нашего разума, тела и духа для того, чтобы они вместе укрепили наш бытие.

Подобное осознание может стать "поворотным пунктом", временем, когда мы или находим в себе силы идти дальше, или сдаемся. Одна из загадок процесса скорби состоит в том, почему некоторые люди, несмотря на страшные утраты, продолжают жить, в то время как другие ломаются от относительно незначительных потерь. Как будто бы на каком-то уровне мы делаем выбор, переходить ли ко второй фазе процесса оплакивания или нет. Очевидно, это связано с уровнем нашей мотивации: если она больше, то мы делаем выбор в сторону жизни, если нет - в сторону смерти и застоя. Леон Урис следующим образом определяет природу этой поворотной точки:

Все (люди) в этот момент агонии делают свой выбор: жить или умереть. Это не осознанное решение - это выбор вашего духа. Очевидно, я принял решение жить ... в той или другой форме?" Когда подобный "выбор" делается не в сторону жизни, то физическая смерть не является прямым следствием этого выбора. Многие люди отказываются от жизни задолго до своей смерти. Они просто существуют, делают какие-то дела и продолжают придерживаться своим неизменным мифам и убеждениям.

Фаза 2: ОБНАРУЖЕНИЕ ТОГО, ЧТО ОСТАЛОСЬ.

Когда мы определим степень утраты и идем дальше, начинается процесс исцеления. Мы начинаем исследовать то, что нами движет, ищем источники поддержки и заботы, которые помогли нам миновать смутные времена. В даже хотя мы будем и в дальнейшем думать и расширять наше осознание относительно утраты, в этой второй фазе мы направляем нашу энергию на обнаружение того, что осталось, ради чего жить. При этом мы обнаруживаем пути, как вспоминать то, чего мы лишились, и как восстановить то, что возможно.

Задача второй фазы процесса скорби и оплакивания заключается в том, чтобы признать, вспомнить и оценить то, что осталось в нашей жизни. При этом необходимо найти способы сдержать тяжесть понесенной утраты, а не ограничить степень ее осознания, что может потребовать длительного времени и значительных сил.

Для того чтобы восстановиться, требуется время и энергия. Исцеление при этом часто включает в себя осознавание простых истин и заключение "перемирия" между разумом, телом и духом. Примерами осуществления заботы о самом себе могут быть массаж, прогулка по лесу или отдых на пляже. Чтобы добиться успеха, необходимо находиться на расстоянии и одновременно оставаться открытым и уязвимым. Восстановление, как и реставрация зданий, включает в себя воспоминания того, как все случилось, а также нахождение способов восстановления того, что было разрушено.

Достаточно ли того, что осталось? Можно ли что-то восстановить? Если выбор сделан в сторону жизни, то может возникнуть вопрос, хотим ли мы найти способы роста и выхода из утрат, или же мы просто принимаем и приспосабливаемся к ним. В первом случае присутствует риск, ибо мы знаем, что жизнь - дело тонкое и успех не гарантирован. Во втором случае больше подчинения и принятия, ибо все, что мы сейчас имеем - то и есть.

Скорбь изменяет нас в том случае, когда мы хотим рискнуть и продолжить свое развитие. Мы должны задаться вопросом: достаточно ли осталось от нас самих и хватит ли наших ресурсов, чтобы рискнуть жить полноценной жизнью. Например, стоит ли начать с кем-либо встречаться после смерти партнера или развода? Сможем ли мы справиться с той виной, которую, возможно, мы будем испытывать, если будем вкладывать свою энергию в новые возможности и перспективы, отдаляясь при этом от утраты? Когда мы стоим перед выбором, нами часто движет чувство неполноты, незаконченности. "В жизни должно быть что-то иное, нежели это" - сказала однажды одна женщина два года спустя после смерти мужа. "Я не могу свыкнуться с мыслью, что должна сидеть, ничего не делая, и жить на пенсию мужа. В моей жизни тоже должен быть какой-то смысл. Да, мне может быть тяжело и это цена, которую я готова платить".

Иногда мы выбираем подобную альтернативу слишком быстро, до того, как мы полностью осознали свою утрату. В процессе исцеления от потери спешить нельзя так же, как и в случае лечения перелома ноги, на которую нельзя ступать слишком быстро.

Выбор жизни при осознании того, что осталось, может и вовсе не восприниматься как решение. Часто трудно понять, принял ли на самом деле человек решение не развиваться дальше или же он еще не прошел процесс исцеления и ждет наступления лучших времен. Как часто на похоронах мы слышим: "Она так и не смогла оправиться после смерти мужа", что свидетельствует о том, что человек не сделал выбора в пользу открытия своих возможностей и ресурсов измениться после утраты. В любой момент до нашей смерти мы можем изменить нашу точку зрения и решить жить полноценной жизнью. Однако если мы решаем не рисковать и не изменяться, то скоре всего наша жизнь будет разворачиваться вокруг понесенной утраты. При этом мы продолжаем скорбеть и оплакивать то, что было, и цепляться за то, что еще осталось, отказываясь от жизни, которая постепенно уменьшается с каждой последующей потерей.

Фаза 3: ОТКРЫТИЕ ВОЗМОЖНОГО.

Задача третьей фазы состоит в обнаружении потенциалов или перспектив для жизни, признавая факт утраты и ограничений того, что осталось. В некоторых случаях люди, имеющие меньшую склонность к изменению качества своей жизни, могут неосознанно стремиться к смерти или, по крайней мере, активно, с помощью каких-либо действий и сознательно способствовать ее приближению. Один мой клиент, больной СПИДом, сказал об этом повороте в своей жизни следующим образом: "Я изменил свой мотив умереть от СПИДа и заменил его на желание жить полноценной жизнью, насколько это возможно".

Людям, для которых утрата является мотивом для своего развития, бывает тоже не так то просто сделать свой выбор. Как отметили много лет назад моя клиентка Шейла после своего развода:

"Самой болезненной частью моей скорби было осознание всего того, что я теряю в результате развода. Однако самой сложной вещью было решиться двигаться вперед, отказаться от "комфорта", перестать тешить свою печаль и смягчать свой гнев на бывшего мужа".

Именно в это время процесса скорби люди часто проходят через своего рода "церемонию прощания": они говорят "до свидания", заканчивают незаконченные дела своей прошлой жизни, что свидетельствует об их приверженности к дальнейшему росту и развитию. При этом взаимоотношения с другими людьми становятся насущной потребностью в попытке найти свидетелей принятия ими решения прекратить свой гнев, резкость, простить себя, восстановить свои силы, или отказаться от комфорта и безопасности, лежащих в их прежних убеждениях. Если мы решили развиваться, мы должны взять на себя бремя ответственности за последствия нашего роста, даже если впереди нас ждут другие утраты: потеря друзей, карьеры или образа жизни. Мы можем потерять близких друзей и любимых, которые могли бы быть с нами в трудное время, но которых страшит и пугает наше желание двигаться вперед. Два моих клиента, Арлен и Джек, пережили это, когда они покинули психологическую группу поддержки, которую они посещали в связи с оплакиванием смерти своего сына, который умер 10 лет назад:

"Когда мы ушли из группы, нас уже больше никто не навещал. Нам казалось, что мы никогда не переживем его смерть, так как они считали, что Джек и я предали его и их тоже".

Жить полноценной жизнью после серьезной утраты - это значит получить доступ к общим ресурсам нашего разума, тела и духа и при этом вести себя соответственно. Мы как бы входим в гармонии с самими собой и со своими ценностями.

Часто трансформация требует изменения нашего отношения к жизни и миру, пересмотру наших прежних мифов и убеждений. Этот процесс пересмотра и анализа означает, что мы выбираем и рискуем что-либо потерять, отказываемся от удобных вариантов потому, что мы знаем, что нам необходимо для того, чтобы укрепить себя. Иногда мы радикально меняем свое отношение к утратам нашего отдаленного прошлого, даже радуясь и наслаждаясь игрой нашего сознания и наших снов. Например, Карен, мать которой умерла в подростковом возрасте, так описывает свой сон:

"Мне снилось, что моя мать жива и живет в Чикаго, являясь преуспевающим адвокатом. Когда я с ней встретилась, я сказала: "А я думала, что ты умерла". Она рассмеялась и сказала мне, что это все обман, который она тщательно спланировала. "Жизнь жены и матери была не для меня" - сказала она мне во сне. "Как ты могла такое сделать нам?" - потребовала я. "Это жестоко. По крайней мере, ты могла бы с нами время от времени встречаться". Какой удивительный дар я приобрела от встречи с матерью. Сейчас я много работаю и воспитываю двух детей, а тут появляется она и, как сильный мира сего, выдает неприемлемое решение! Конечно, временами я хотела бы поступить подобным образом, и то, что я даю себе возможность мечтать о ней подобным образом, дает мне большую свободу моему воображению. Как будто бы мамуля возвращает мне ту радость и игривость, которой мне не доставало после ее смерти".

Скорбь может помочь нам изменить наше представление о себе как о центре вселенной и начать рассматривать себя и то место, где мы находимся, как центр вселенной. Все это близко мысли Флобера о том, что "человек сам не выбирает для себя тело/материю, а подчиняется ему". Мой клиент Рон много лет после того, как он потерял вкус к жизни и утратил репутацию ученого и психотерапевта, сказал следующее: "Когда я выпустил из себе свое собственное эго, я осознал, что я - часть чего-то гораздо более большего, чем мое физическое я". Годы душевных поисков привели его к осознанию того, что он превысил свои возможности до того, как прожил свои утраты, что помогло ему выбрать гораздо более простой и радостный образ жизни в качестве хозяина гостиницы.

Трансформации, проистекающие из серьезных утрат, часто характеризуются перестановкой акцента с ограничений на исследование и обнаружение новых возможностей. Трансформирующая сила утрат может позволить нам обнаружить новые способы для общения, понимания, творчества и мы можем сделать свой выбор и включиться в процесс вечного поиска и обновления. Мы можем понять, что утраты, скорбь и потенциал к изменениям являются частью цикла жизни и радостью жизни. Поэтому уже не важно, чего мы достигаем или что мы создаем, важно то, что происходит творение.

Джон Шнейдер, психолог и профессор Отделения психиатрии государственного университета штата Мичиган, написал множество статей о скорби, утратах и связанных с ними вопросов.

Перевод: Д.Касьянов (2002)
ООО "Бизнес. Консалтинг. Тренинг"
Тел.: (812) 320-2608

post@bct.ru

Загрузить статью в формате .doc